Антибиотик против болезни Альцгеймера?

Ученые показали, что антибиотик, часто назначаемый перед хирургическими вмешательствами, может позволить уменьшить выраженность повреждений головного мозга, которые происходят на ранних стадиях болезни Альцгеймера. Результаты исследования опубликован в журнале Nature Communications.

Командой исследователей был выявлен способ для частичного восстановления связей между клетками головного мозга в областях, поврежденных амилоидными бляшками при болезни Альцгеймера. С помощью цефтриаксона — одобренного FDA антибиотика, используемого для лечения бактериальных инфекций, ученым удалось уменьшить разрушение синапсов и наладить связи между нейронами в модели болезни Альцгеймера у мышей.

Амилоидные бляшки представляют собой отложения белка амилоида, которые образуются в различных областях головного мозга пациентов болезнью Альцгеймера. Эти бляшки токсичны и нарушают связи между клетками головного мозга. Исследователями было показано что вокруг отложений амилоида отмечаются высокие уровни глутамата — сигнальной молекулы, необходимой для установления связей между клетками головного мозга и одновременной вызывающей гиперактивность глии — поддерживающих клеток головного мозга. В среде с повышенным содержанием глутамата связи между нейронами изменяются или нарушаются, что приводит к их гибели на более поздних стадиях заболевания.

Клетки неспособны удалить избыток глутамата вокруг себя. Используя цефтриаксон, ученым удалось увеличить интенсивность транспорта глутамата, что привело к восстановлению уровня глутамата в среде вокруг нейронов и нейрональной активности.

Исследователи считают, что их открытие может найти применение в лечении ранних стадий болезни Альцгеймера. Нарушение коммуникации между клетками возникает на очень ранних стадиях заболевания, когда нарушения памяти еще нельзя заметить. Воздействуя на процесс на этом этапе, можно предупредить или отложить развитие нарушений памяти.

Цефтриаксон является антибиотиком, который часто используется для профилактики инфекционных осложнений при хирургических вмешательствах. Несмотря на то, что в клинических исследованиях, где его пытались использовать для лечения другого нейродегенеративного заболевания — бокового амиотрофического склероза — он не показал эффективности, исследователи считают перспективным его применение при болезни Альцгеймера.

Перевод: Мария Иванова